История строительства

4. Рулевое устройство

Эскизные чертежи пера руля с баллером и гельмпортом предоставило бюро Брюса Робертса. Верфь «Амета» несколько переработала этот узел. В итоге, перо было сварено из нержавейки, диаметр нержавеющего баллера был увеличен с 70 мм (по Брюсу) до 90 мм. Баллер опирается на пятку скега с бронзовым подшипником. В гельмпортовой трубе еще два подшипника. Кстати, в изначальном проекте скег и фальшкиль жестко соединялись стальной балкой (рисунок ниже), но от этого мы отказались.
Рисунок 4.1 Скег и фальшкиль по проекту Брюса Робертса
Монтаж гельмпорта, скега и установка баллера были сделаны вскоре после завершения сварки корпуса на верфи «Амета». До монтажа остальной части рулевого механизма нужно было отпескоструить и покрасить корпус. А до этого завершить весь палубный монтаж. Верх баллера долго сиротливо торчал в ахтерпике.
Рисунок 4.2 Ахтерпик после нанесения грунта
Процесс выбора, закупки и доставки недостающих частей растянулся на месяцы. На верфи посоветовали датскую фирму JEFA, которая как раз на этом и специализируется. Ей были переданы основные параметры лодки. Выбор конкретного механизма осуществила сама эта фирма.
Рисунок 4.3 Система рулевого управления JEFA RP200. Общий вид
Рисунок 4.4 Система рулевого управления JEFA RP200. Вид снизу
Рисунок 4.5 Система рулевого управления JEFA RP200. Передаточный механизм
Но позднее, в процессе эксплуатации, всплыли серьезные вопросы к этой системе. Дело в том, что передача усилия на перо производится по схеме: штурвал – коническая передача – рычаг – тяга – рычаг - баллер. А в свежую погоду нагрузка на штурвал и, стало быть, на руки рулевого оказалась велика. Можно было бы сослаться на плохую физическую форму рулевого и избалованность гидравлическим приводом на предыдущей яхте, но такие значительные усилия отметили практически все, кто рулил на Эридане в 5-6 баллов. Вы закономерно спросите, почему выбор пал на механику? Отвечу одно – решили на практике проверить утверждение, что механика ломается меньше, чем все остальное. На Катти были и штуртроса и гидравлика, и проблемы с ними. Сейчас всерьез подумываю о переходе на гидравлику. Это ж сколько всего надо будет переделать!

Толщина металла в палубе кокпита 4 мм. Начали вырезать отверстие и поняли, что хиленькая конструкция, такая пластина может потерять устойчивость.
Рисунок 4.6 Вырезаем отверстие под пьедестал
Решили приварить дополнительные ребра жесткости.
Рисунок 4.7 Дополнительные работы по укреплению палубы кокпита
Сказано – сделано.
Рисунок 4.8 Дополнительные ребра жесткости к палубе кокпита
Эксплуатация рулевого проявила еще одну проблему. Баллер, имея три точки опоры и скольжения (две в гельмпорте и одна в пятке скега), имел еще и четвертую, самую верхнюю. Это проход оголовка баллера через палубу для присоединения аварийного румпеля. Это отверстие получилось не совсем соосным. Пришлось выдумывать, как, сохранив общее соединение, победить несоосность.

Ниже фото с установленным на баллер румпелем и тягой, соединяющейся с меньшим по длине румпелем, закрепленным на трубе, выходящей из пьедестала.
Рисунок 4.9 Баллер и румпель в сборе
Пьедестал – важная составляющая рулевого механизма. Это станина для штурвала, конической передачи и толстостенной алюминиевой трубы, на которую передается вращательный момент. Этот же пьедестал служит для размещения приборов для судоводителя (компас, плоттер, эхолот, датчик положения руля, управление подруливающим устройством, ветроуказатель и т.д.).
Рисунок 4.10 Установка пьедестала и планирование будущих приборов
На нем же расположена ручка дистанционного управления двигателем.
Рисунок 4.11 Пьедестал в сборе
Алюминиевый пьедестал крепился к основанию кокпита сквозными шпильками, сажался на герметик.

Пьедестал, как основной информационный портал для судоводителя получился напичканным кабелями и разъемами.
Рисунок 4.12 Пьедестал – основной информационный портал
Здесь же механизм и тяги дистанционного управления двигателем. Выбор самого большого по размерам и объему пьедестала во всей линейке, предлагаемых фирмой JEFA, себя оправдал.

На фото ниже готовимся вырезать отверстие под эхолот.
Рисунок 4.13 Установка приборов и датчиков, необходимых на пьедестале
Прочность конструкции вызывала у нас сомнения с самого начала. Стандартная проектная авария, то есть прилет в болтанку (качку) на пьедестал или штурвал живого или полумертвого тела пусть и мягкого, но весом в 80 - 100 кг, побудила нас придумать и реализовать специальную защиту из стальных труб.
Рисунок 4.14 Дополнительный релинг для пьедестала
Практика показала необходимость и удобство конструкции релинга.
2023-06-01 22:56