Покупать, строить, или не делать ничего? Третье сразу отметаем. Если вы в яхтинге больше 20 лет, ходите в море каждые выходные в навигацию, а когда лодка на берегу – пропадаете на ремонте – это тяжелая форма болезни. Яхта для вас – это ключ от рая. Без нее море безумно манит, но недостижимо. Яхтсмен без судна, это художник без кисти, летчик без рева турбин, политик без вверенного ему населения.
Корабли стареют и умирают, как люди. Подходила эта печальная пора яхте Катти (проект СОЛ 1350, Соломбальская верфь), которая верой и правдой отслужила нам 18 навигаций. Не назовешь удачным проект, по которому она строилась. Качество постройки компенсировал лишь солидный запас прочности. Мощные частые шпангоуты, толстая рейка обшивки, стальные флоры, деревянные мачты, явно избыточной толщины, – все это позволило нам многократно обойти Балтику. Но все отчетливее маячил капитальный ремонт, ходить становилось опасно, надо было менять судно.
Конечно, на поверхности лежало решение – купить. Немало часов я провел на просторах Сети, изучая сотни предложений, некоторые даже щупал своими руками. В итоге, консенсус «цена – качество» никак не складывался. Сравнительно свежие (7 – 15 летние) и подходящие по размерениям лодки были дороги, приемлемые по цене начинались с 25 -30 летнего возраста, но лечить старческие болезни судна как-то надоело. Расчеты показывали, что можно построить лодку, которая будет в 2,5 – 3 раза дешевле новой, купленной за границей. Это, конечно, если строить в основном своими силами, привлекая специалистов только на отдельные виды работ. Здравый смысл подсказывал, что это долгая и тяжелая история. Предстояли несколько лет практически без выходных (так оно и вышло), есть экономические риски (так оно и вышло), придется проектировать многое самим и переделывать по 2 – 3 раза (так оно и вышло). Но все же решение строить было принято в 2012 году.
Чем понравился проект Брюса Робертса DS 440? Ну, во-первых, при взгляде на лодку не травмировались мои эстетические чувства. Удачно сочетались высокий надводный борт и низкая зализанная надстройка, классический штевень и широкая современная корма с купальным уступом, длинная килевая линия и скег, на который опирается баллер руля. Внутренние пространства выглядели достаточными для длительных плаваний и давали простор для творчества в планировке. Проект позволял делать корпус как из стеклопластика, так и из стали. Сталь выглядела предпочтительнее. Лодка круизная, рекорды скорости не нужны, участие в гонках – вторично, поэтому не критично увеличение водоизмещения. Зато выигрыш в прочности, ремонтопригодности несомненен. Возможна зимовка на воде. Плюс к тому есть верфь в Петербурге, которая специализируется на маломерном стальном судостроении – «Амета».
Вооружить лодку можно было и шлюпом, и кечем. Был выбран вариант шлюпа, как из соображений экономии (одна мачта или две), так и из опыта эксплуатации Катти, которая как раз и была кечем. На Катти бизань мы ставили редко, приращение скорости от нее было очень скромным. При топовом вооружении основной тяговой силой был стаксель (я бы сказал 2/3, грот при этом приближался к 1/3), а на бизань оставалось чуть-чуть. Использование бизани в штормовых условиях тоже не радовало. Глухо зарифленный грот со штормовым стакселем работали лучше. Дело дошло до того, что в одну из навигаций мы не поставили на Катти бизань-мачту. Отходили навигацию и почти не заметили разницу. Зато на палубе стало больше места.
Стоил проект недорого, около 1500 долларов. За эти деньги дизайнер выдавал крой стальных листов корпуса, спецификации всех систем, расчет остойчивости, расчеты по мачте и такелажу, эскизные чертежи внутреннего обустройства. Чертежи Брюса могли служить основой для более детального проектирования. Примерно в феврале-марте 2013 года проект был закуплен и начались переговоры с компанией «Амета» о строительстве корпуса.
Корабли стареют и умирают, как люди. Подходила эта печальная пора яхте Катти (проект СОЛ 1350, Соломбальская верфь), которая верой и правдой отслужила нам 18 навигаций. Не назовешь удачным проект, по которому она строилась. Качество постройки компенсировал лишь солидный запас прочности. Мощные частые шпангоуты, толстая рейка обшивки, стальные флоры, деревянные мачты, явно избыточной толщины, – все это позволило нам многократно обойти Балтику. Но все отчетливее маячил капитальный ремонт, ходить становилось опасно, надо было менять судно.
Конечно, на поверхности лежало решение – купить. Немало часов я провел на просторах Сети, изучая сотни предложений, некоторые даже щупал своими руками. В итоге, консенсус «цена – качество» никак не складывался. Сравнительно свежие (7 – 15 летние) и подходящие по размерениям лодки были дороги, приемлемые по цене начинались с 25 -30 летнего возраста, но лечить старческие болезни судна как-то надоело. Расчеты показывали, что можно построить лодку, которая будет в 2,5 – 3 раза дешевле новой, купленной за границей. Это, конечно, если строить в основном своими силами, привлекая специалистов только на отдельные виды работ. Здравый смысл подсказывал, что это долгая и тяжелая история. Предстояли несколько лет практически без выходных (так оно и вышло), есть экономические риски (так оно и вышло), придется проектировать многое самим и переделывать по 2 – 3 раза (так оно и вышло). Но все же решение строить было принято в 2012 году.
Чем понравился проект Брюса Робертса DS 440? Ну, во-первых, при взгляде на лодку не травмировались мои эстетические чувства. Удачно сочетались высокий надводный борт и низкая зализанная надстройка, классический штевень и широкая современная корма с купальным уступом, длинная килевая линия и скег, на который опирается баллер руля. Внутренние пространства выглядели достаточными для длительных плаваний и давали простор для творчества в планировке. Проект позволял делать корпус как из стеклопластика, так и из стали. Сталь выглядела предпочтительнее. Лодка круизная, рекорды скорости не нужны, участие в гонках – вторично, поэтому не критично увеличение водоизмещения. Зато выигрыш в прочности, ремонтопригодности несомненен. Возможна зимовка на воде. Плюс к тому есть верфь в Петербурге, которая специализируется на маломерном стальном судостроении – «Амета».
Вооружить лодку можно было и шлюпом, и кечем. Был выбран вариант шлюпа, как из соображений экономии (одна мачта или две), так и из опыта эксплуатации Катти, которая как раз и была кечем. На Катти бизань мы ставили редко, приращение скорости от нее было очень скромным. При топовом вооружении основной тяговой силой был стаксель (я бы сказал 2/3, грот при этом приближался к 1/3), а на бизань оставалось чуть-чуть. Использование бизани в штормовых условиях тоже не радовало. Глухо зарифленный грот со штормовым стакселем работали лучше. Дело дошло до того, что в одну из навигаций мы не поставили на Катти бизань-мачту. Отходили навигацию и почти не заметили разницу. Зато на палубе стало больше места.
Стоил проект недорого, около 1500 долларов. За эти деньги дизайнер выдавал крой стальных листов корпуса, спецификации всех систем, расчет остойчивости, расчеты по мачте и такелажу, эскизные чертежи внутреннего обустройства. Чертежи Брюса могли служить основой для более детального проектирования. Примерно в феврале-марте 2013 года проект был закуплен и начались переговоры с компанией «Амета» о строительстве корпуса.