Полезные статьи

Случай №2. Яхта Катти. Погнутый баллер

Петербургские яхтсмены знают, что подход к каждому форту, расположенному вокруг Кронштадта индивидуален. Но общее правило таково – форты окружены либо надводными, либо подводными препятствиями (ряжами, каменными грядами, брекватерами). Зная проход, можно подойти к форту прямо к стенке, если таковая имеется, либо настолько близко к береговым плитам, что можно слезть на берег прямо с бака.

Судоводителям яхты Катти был известен именно такой подход к форту №4, с восточной стороны. Определенным образом лежащие гранитные плиты служили ориентиром. В момент подхода с кормы был отдан 20-килограммовый верп, и лодка благополучно подошла к берегу. Стоянка прошла спокойно. Тихой была и погода, ветер с веста не превышал 2-х баллов.

В момент отхода с кормы начали выбирать якорный трос верпа, предварительно отдав носовые швартовы. Однако, при заднем ходе лодка съехала с первоначальной траектории и пером руля наехала на камни. Несмотря на небольшую скорость, (не более 1-1,5 узла) инерция 12 тонной Катти оказалась чрезмерной для свободно висящего пера. Как потом выяснилось, не выдержала сварка в месте крепления баллера к перу. Перо руля загнулось и уперлось в обтекатель, расположенный сверху. Лодка оказалась без работающего рулевого устройства. Причем перо зафиксировалось в положении «поворот направо».

На помощь пришла двухмачтовая шхуна Вега. Буксировать Катти пришлось лагом. Даже в условиях почти спокойного моря это оказалось непросто. Разнонаправленная качка двух лодок выжимала и смещала кранцы между ними. Представляется, что в условиях более свежей погоды такая буксировка оказалась бы невозможной.

Представляет интерес ремонт повреждения без подъема Катти.

Под перо руля была подведена прочная сетка, после чего отдана стопорная гайка, удерживающая баллер с пером. Перо опустилось в сетку, которая была потравлена, чтобы перо легло на дно. Лодка была смещена на швартовых и сетка с пером поднята на берег. Последовали ремонтные и сварные работы. Проблему представляло точное позиционирование баллера и гельмпорта для постановки пера на место. Для решения этой проблемы на оголовок баллера был приварен небольшой рым, к которому прикрепили стальной гибкий тросик. Перо было опущено на дно, а тросик водолазом подан в гельмпорт. Тяга за тросик совмещалась с покачиванием пера водолазом, что позволило постепенно поставить перо на место. Подобный способ оказался востребован еще раз при другом происшествии с яхтой Катти на банке Похъякивенкари при подходе к Выборгскому заливу. Расскажу и об этом.
Наши происшествия
Made on
Tilda