Полезные статьи

Случай №1. Яхта Урал. Опасная якорная стоянка

Июль 1998 года. Яхта «Урал» класса Л-6 Центрального яхт-клуба Санкт-Петербурга совершала плавание по маршруту Санкт-Петербург-Ханко-Стокгольм-Мариенхамн-Санкт Петербург. Экипаж – 6 человек (капитан, старпом и 4 матроса). Я участвовал в качестве матроса. Переход Санкт Петербург -Ханко прошел без особых происшествий. Из Ханко в Стокгольм лодка вышла вечером. Прогноз погоды не учитывался (скорее всего и не узнавался), мы спешили догнать в Стокгольме флотилию, участвующую в регате «Паруса Балтики». Усиление зюйд-веста ночью до 5-7 баллов и изношенное состояние парусов привело к выходу из строя всех трех гротов, имевшихся в наличии. Остался только штормовой грот (поставлен не был), штормовой стаксель и единственный новый стаксель №3. Лодка пыталась лавировать в условиях крупной волны под этим стакселем. Лавировка получалась не круче галфинда. Более того, при сохранении ситуации была опасность сноса на скалы Аландского архипелага. Стационарный двигатель СМ в такой ситуации помочь не мог ни по мощности, ни по надежности. Команда укачалась через 15-20 часов и частично потеряла работоспособность. Палуба в лодке текла, все было мокрое, температура воздуха была не больше + 8÷10 градусов. После довольно долгих колебаний и раздумий судоводителями было принято решение укрыться в районе маяка Svenska Högarna в Швеции (59º 26,6' N; 19º30,06' E). Подробные бумажные карты этого района отсутствовали. Электронной навигации у нас тогда не было. Единственная GPS вышла из строя в начале плавания. Тем не менее, мы благополучно вошли в шхеры и встали на якорь. Место якорной стоянки было плохо защищено от волны. Якорный трос испытывал значительные рывки на волне. В одном кабельтове под ветром отчетливо виднелись буруны. Команда ушла отдыхать в каюту, оставив якорную вахту. Примерно через час якорь быстро пополз, что заметила вахта и объявила аврал. Был извлечен из форпика и быстро отдан более тяжелый адмиралтейский якорь. Оба якоря пока удерживали лодку, но до бурунов по корме оставалось около полукабельтова. Характер грунта в этом месте – плита.
Ситуацию разрешило появление служителя маяка на катере, который буксировкой помог нам поднять якоря (наши физические силы были сильно истощены морской болезнью) и оттащил лодку в спокойное место на стационарный буй (рисунок 1).
Рисунок 1. Яхта «Урал» стоит на буйке в бухте маяка Svenska Högarna
Экипаж получил возможность отдохнуть. Суровый на вид, молчаливый швед подарил нам атлас местного шхерного района. Примерно через сутки или двое (это уже не помню) ветер ослаб и «Урал» продолжил плавание в Стокгольм.
Наши происшествия
Made on
Tilda